Государственной Думой принят закон от 16.12.2014г. о « налоговых каникулах» для индивидуальных предпринимателей, согласно которого любой субъект РФ вправе установить нулевую ставку налога для предпринимателей, применяющих УСНО или патентную систему налогообложения в период с 2015 по 2020 гг. Подробнее...
Для поддержки начинающих предпринимателей, или стартапов в США и странах Европы давно используются услуги так называемых «бизнес-инкубаторов». Прежде всего, бизнес-инкубаторы предлагают в аренду помещения по льготным ценам. Но для молодой компании важна не только экономия на аренде офиса, сколько наличие рядом людей, по-настоящему компетентных в финансах, маркетинге и готовых помочь стартаперу... Подробнее...
Итак, Вы - начинающий предприниматель или планируете им стать, и обычно всех вышеуказанных интересует
Вопрос: КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОВЕРКИ? КТО МОЖЕТ ПРОВЕРИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ? КАК ЧАСТО? ЧТО МОГУТ ПРОВЕРИТЬ? КАКИЕ МОГУТ ВЫПИСАТЬ ШТРАФЫ?
Для того, чтобы ответить на данные вопросы, нужно сначала рассмотреть, какие бывают виды проверок:
ИТАК, проверки делятся на :
ПЛАНОВЫЕ проверки,
ВНЕПЛАНОВЫЕ проверки.
В свою очередь, каждый вид проверки делится на :
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ проверки,
ВЫЕЗДНЫЕ проверки.
ИТАК, ВСЕ ПРОВЕРКИ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА 4 ГРУППЫ :
ПЛАНОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ проверки,
ПЛАНОВЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ проверки,
ВНЕПЛАНОВЫЕ ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ проверки,
ВНЕПЛАНОВЫЕ ВЫЕЗДНЫЕ проверки.
Рассмотрим отдельно ПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ.
Плановые проверки не могут проводиться чаще, чем 1 раз в три года, однако в предприятиях и ИП, занятых в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики и повышения энергетической эффективности, а также в социальной сфере деятельности плановые проверки могут проводиться чаще, два или три раза в три года.
Основаниями для включения предприятия либо ИП в список плановых проверок являются следующие:
ИСТЕЧЕНИЕ ТРЕХ ЛЕТ СО ДНЯ:
Государственной регистрации ООО ИП;
Окончание последней плановой проверки ООО, ИП;
Начала осуществления деятельности ООО, ИП в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ орган исполнительной власти уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности ( это ТОЛЬКО в случае оказания услуг или выполнения работ, требующих представления указанного уведомления).
В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц и ИП указываются следующие сведения:
Наименование юридических лиц ( обособленных подразделений, филиалов, представительств), ИП( ФИО ИП), места нахождения юридических лиц ( обособленных подразделений, филиалов, представительств), места осуществления деятельности ИП;
Цель и основание проведения плановой проверки;
Дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;
Наименование органа гос. надзора или контроля, проводящего данную плановую проверку.
ПРОВЕРИТЬ, подлежит ли ваше ООО или ИП плановой проверке, можно на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Данные об ООО или ИП, в которых планируется проведение плановой проверки, можно проверить по вышеуказанной ссылке в срок с начала года, т.к. Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует
данный перечень в срок до 31 декабря предшествующего года.
Рассмотрим отдельно ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ.
Основаниями для проведения внеплановых проверок предприятия либо ИП являются следующие:
Истечение срока исполнения ООО, ИП ранее выданного предписания об устранении нарушений и требований, указанных в ранее выданном предписании;
Поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений от граждан, в том числе ИП, ООО, информации от органов гос. власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах :
А) возникновение угрозы причинений вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия ( памятникам истории и культуры), а также памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия ( памятникам истории и культуры), а также памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
В) нарушение прав потребителей ( в случае обращений граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля ( надзора), изданный в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов предпринимательства , проводимые по основаниям, указанным в ПП.А,В,П.2 настоящего перечня, могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности данных ООО и ИП.
АНОНИМНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ не могут быть основанием для проведения внеплановой проверки.
О проведении внеплановой выездной проверки субъект предпринимательства предупреждается за 24 часа, за исключением случаев, перечисленных в П.2 настоящего перечня.
ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ органа государственного контроля ( надзора) при проведении проверки:
соблюдать права и законные интересы юридического лица, ИП , проверка которых проводилась;
проводить проверку на основании распоряжении или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля ( надзора) о ее проведении и в соответствии с ее назначением;
проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений , копии распоряжения или приказа руководителя, , заместителя руководителя органа государственного контроля ( надзора) и копии документа о согласовании проведения проверки в предусмотренных законом случаях;
не препятствовать проверяемому лицу присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, предоставлять ему информацию и документы, относящиеся к предмету проверки, знакомить с результатами проверки;
не требовать от ООО, ИП документы и иные сведения , предоставление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
перед началом проведения выездной проверки по просьбе проверяемого лица ознакомить его с положениями административного регламента ( при его наличии), в соответствии с которым проводится проверка;
осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК.
Сроки проведения проверок- не более 20 рабочих дней.
Общий срок плановых выездных проверок в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
АКТ ПРОВЕРКИ.
По результатам проверки составляется Акт в 2-х экземплярах.
Один экземпляр акта вручается субъекту предпринимательской деятельности или его представителю под расписку.
Акт составляется сразу по завершении проверки, а в случае, если для завершения проверки необходимо получить заключения проведенных исследований, испытаний, специальных расследований или экспертиз, акт составляется в срок, не превышающий 3 рабочих дня после завершения проверки.
ПРАВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, ИП, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право:
Непосредственно присутствовать при проведении проверки , давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
Получать от органа государственного контроля ( надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки;
Знакомиться с документами и ( или) информацией, полученными органами государственного контроля ( надзора), органами муниципального контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы или информация;
Представлять эти документы и (или) информацию , запрашиваемые в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в орган государственного контроля по собственной инициативе;
Знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля ;
Обжаловать действия ( бездействие) должностных лиц органа государственного контроля ( надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, ИП
Привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке.
НАДЗОРНЫЕ КАНИКУЛЫ.
С 2016 года (согласно ФЗ-246-ФЗ от 13.07.2015г.) для малого бизнеса действует трехлетний мораторий на плановые проверки.Однако данное освобождение не распространяется на проверки при осуществлении контроля за исполнением валютного, налогового, таможенного, банковского законодательства, а также страхового надзора.
От проверокосвобождаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, отнесенные в соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, за исключением юридических лиц, ИП, осуществляющих следующие виды деятельности:
деятельность в социальной сфере,
деятельность в сфере образования,
деятельность в сфере здравоохранения,
деятельность в сфере теплоснабжения,
деятельность в сфере электроэнергетики,
деятельность в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В отношении данных видов деятельности проверки могут проводиться два и более раз в течение трех лет.
Также мораторий на плановые проверкине действует в отношении налоговых проверок, а также проверок ФСС РФ и ПФ РФ.
Помимо вышесказанного, плановые проверки проводятся в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, а также за деятельностью организаторов распространения информации в сети ИНТЕРНЕТ.
Каждое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в контролирующий орган заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена а ежегодный план проведения плановых проверок с нарушениями требований законодательства.
УЧАСТИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В ПРОВЕРКЕ
Каждый предприниматель ИМЕЕТ ПРАВО пригласить для участия в проверке уполномоченного по защите прав предпринимателей в соответствии спунктом 10-3 части 1статьи 7 Закона Тульской области от 01.04.2013 № 1890- ЗТО «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Тульской области». Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тульской области принимает с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке.
Ваше согласие на участие уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тульской области в проверке вы можете направить по адресу:
300041, г. Тула, ул. Менделеевская, д. 2, а также по адресу электронной почты: ombudsmanbiz@tularegion.ruможно направить заявление с соответствующей просьбой, а также с адресом, временем проведения проверки.
По данному вопросу ( участия уполномоченного в проверке) можно обращаться по телефону: